О школе и самостоятельности

Подходит к концу еще один школьный семестр. Впереди рождественские, а потом и зимние каникулы. Учебный год в Австрии делится не на четверти, как мы привыкли в России, а на полугодия или семестры. Зимний семестр — с сентября по январь, и летний — с февраля по июль. В конце каждого семестра подводятся итоги. Зимой — промежуточные, а летом ученики получают табель с оценками или табель с перечнем изученных предметов за оконченный класс.

Будут ли в табеле ребенка оценки, зависит от учителя. Абсолютно все ученики, начиная с 3-го класса, получают отметки. В первом и во втором классе могут быть различия в зависимости от того, по какой программе оценки знаний работает учитель. Даже в одной и той же школе они могут отличаться. Иногда оценки начинают ставить уже в первом классе, иногда  — во втором. Наша учительница пошла по самому мягкому пути и решила ставить оценки только с 3-го класса.

Но это совершенно не значит, что знания не оцениваются. Просто оценки ставят не явно, чтобы не травмировать детей. За диктанты и самостоятельные работы ученики в дочкином классе получают либо картинку (или печать), что означает, что работа сделана хорошо (1-2 ошибки), либо надпись «gut»(больше 2-х ошибок), либо просто галочку (работа сделана, ошибки исправлены). Если диктант написан без ошибок, в тетради появится какая-нибудь поощряющая запись (например, «Sehr, sehr gut, Sofia»). А в конце семестра проводятся встречи с родителями или открытые уроки (Elternsprechstunden), на которых учитель делится своими наблюдениями о том, как учится ребенок.

В школу родители приходят только тогда, когда их туда настоятельно зовут учителя. В начале мне это казалось диким. Как можно не видеть учителя целый месяц? А вдруг у дочки проблемы с учебой? А вдруг она что-то не понимает? Этих «вдруг» раньше было очень много. И со всеми ними я шла к учительнице, пока она не начала в прямом смысле убегать от меня. Вы не подумайте, я не ходила к ней каждый день, но раз в 2 недели прийти в школу и перекинуться с ней парой слов или написать письмо с вопросами в дневнике, я считала обязательным. В Австрии, кстати, нет школьных дневников в нашем понимании. Здесь это тетради с абсолютно пустыми страницами, куда учитель вклеивает план мероприятий на месяц, директор — обращения ко всем родителям, а родители могут писать вопросы учителю и директору.

Так вот, когда учительница стала на меня странно реагировать, я поговорила с другим знакомым педагогом, которая мне и объяснила здешние правила. Родителям не стоит волноваться по поводу учебы или поведения ребенка в школе до тех пор, пока учитель не напишет об этом в дневнике. Ежедневно проверять дневник — вот единственная обязанность мам и пап. Совсем идеальные австрийские родители проверяют домашнее задание и обращают внимание на отметки учителя. Но на этом все. Учитель — это профессионал, и он сделает все, что от него зависит, чтобы ребенок понял материал и прекрасно чувствовал себя в школе. А вот если вдруг не получится, тогда мне обязательно напишут и пригласят на встречу, и можно будет начать волноваться.

Познав эту мудрость, я перестала ходить в школу и даже перестала писать письма в дневнике. И, удивительное дело, ребенок хуже учиться не стал. Наоборот, дочь стала более ответственно относиться к домашнему заданию. А учительницу я не видела уже 2,5 месяца. Вся эта ситуация как-то подтолкнула нас к тому, чтобы начать доверять дочери еще больше и, о ужас!, разрешить ей идти из школы одной. В России мы бы решились на это уже после окончания начальной школы, не раньше. Эксперимент прошел успешно, и теперь Соня ходит из школы и из музыкалки одна или с подружками, иногда гостит у них пару часов после предварительной договоренности по телефону. И очень гордится своей самостоятельностью. Словом, прямо как в нашем детстве, когда никто никого не боялся.

Но только по утрам я пока не отпускаю ее одну. В школе строго относятся к опозданиям, и в 7:45, ну в крайнем случае в 7:50, ей уже надо быть в классе. После 8:00 двери школы закрываются и попасть туда можно только позвонив по домофону в кабинет директора. А ребенок у нас мечтательный и во времени пока плохо ориентирующийся (несмотря на наличие симпатичных часов на руке). Поэтому чтобы гарантировать приход в школу в назначенное время, приходится идти вместе с ней. К слову, австрийских детей родители в школу не водят. Дети самостоятельно приезжают на самокатах/велосипедах или приходят пешком. Часто взъерошенные и одетые кое-как, с зубной пастой на щеке, но очень самостоятельные и улыбчивые. Встречают и провожают, как правило, только детей-иностранцев.

Ну и напоследок, немного о школьной программе. Дома мы занимаемся с дочкой дополнительно по русским учебникам по программе Занкова. Так вот, несмотря на распространенное мнение, что в австрийских школах учебная программа слабее, чем в российских, существенных отличий в программе по математике я пока не нашла. Умножение, деление, немного геометрии. Очень интересно учат таблицу умножения — говорят ритмично, размахивая в такт руками — она так гораздо быстрее запоминается. Читают много, каждую неделю пишут небольшие диктанты, к которым тщательно готовятся, учат английский язык. В нашей школе нет гонки за оценками или стремления как можно больше сделать и успеть. Зато ребенок не перегружен лишними знаниями и учится без стрессов и с удовольствием.

И еще один интересный момент. В австрийских школах в первом классе дети пишут простыми карандашами. Ручки, чернильные!, появляются только в середине зимнего семестра второго класса! О том, как ими писать и как менять в них чернильные капсулы, о том, как они, даже самые дорогие, протекают можно написать отдельную статью :).

18 комментариев на тему “О школе и самостоятельности

  1. Максим Иванов
    13.12.2013 в 16:33

    А в Германии таки четверти :) Но, правда, каникулы (соответственно начало и окончание каждой четверти) в каждой земле своё и крайне редко совпадают.
    Самая засада, в сравнении с Россией — это летние каникулы, которые и каникулами-то не назовешь… в этом году были полтора месяца (с середины июля по последнюю неделю августа), а в следующем будут всего лишь 2 недели в августе :( Но это в Hessen’е. Как можно отдохнуть за это время???

  2. Кира
    13.12.2013 в 16:48

    Что-то у вас очень мало детки отдыхают. У нас каникулы 2 месяца: июль и август. Еще почти месяц зимой (рождественские 2 недели и зимние почти столько же). А еще есть пасхальные — одна неделя. В принципе, достаточно.

  3. Максим Иванов
    13.12.2013 в 19:06

    Пасхальные тоже есть конечно, но вот зимние две недели всего :) А нефиг отдыхать — работать надо :)) Да и потом… они б сами с удовольствием лучше б в школу ходили резвиться, если б не каникулы :) Что здесь, что у вас учеба с российской ни в какое сравнение не идет. Тут не учеба — а развлечение сплошное…

  4. наталья
    15.01.2015 в 00:53

    Моя дочь, так получилось, закончила в Австрии Newmittelschtufe. Училась всего два месяца, поскольку переехали ближе к окончанию учебного года. По окончании получила выписку с оценками и бланк с отметками о социальной активности в школе. Затем, при поддержке директора этой школы, получили место в 5 классе GIBS (Graz international bilingual school). Обучение на двух языках — английский и немецкий, как первый иностранный — французский, а второй — русский (учит по русским учебникам как родной). Так вот, платим ежегодно 300 евро в год, хотя школа государственная. Обучение по полугодиям, контроль знаний только в этот период- своего рода сессия. Обязательно раз в год выезжают в какую-то страну на неделю. В прошлом году была Франция, в этом — Ирландия. Отказ от поездки не приемлят, давят сильнее, чем в России. Но мы русские и не сдаемся без боя. От Ирландии (аргументированно) отказались — цена слишком высокая. Последний месяц -июнь — учебы почти нет: то кино, то прогулки. Могу с уверенностью сказать, что российское образование качественнее местного. Но это наше с мужем субъективное мнение.

    1. Кира
      15.01.2015 в 14:39

      Возможно, Вы правы. Я только примерно представляю, как это могло бы быть, если бы моя дочь училась в российской школе, т.к. мы переехали раньше, чем она пошла в первый класс. С уверенностью могу сказать, что было бы тяжело. Здесь у детей детство длится гораздо дольше.
      Я очень хорошо помню свои ощущения от школы: мне никогда не хотелось туда идти, я боялась получить плохие отметки, переживала, что учительница будет за что-то ругать. При этом я всегда была отличницей, родители за четверки не ругали, да и поведение не страдало. У моей дочери все наоборот: она обожает школу и свою учительницу и хочет учиться. Наверняка австрийское образование не столь фундаментально, как российское, но я не уверена, что это очень плохо. Зато дети тут более здоровые и физически и психически и не перегружены порой совершенно ненужными знаниями. И да, мы продолжаем заниматься с дочерью дополнительно. Все написанное ИМХО :)
      Можно вопрос? А сколько стоит поездка в Ирландию с классом? Хотя бы порядок цифр.

  5. наталья
    15.01.2015 в 15:08

    Кира, я поделилась своим мнением. Есть еще некоторые обстоятельства, которые напрягают. Когда начальная школа — да, дружба и позитивная обстановка в школе очень важна, но когда речь заходит уже о матуре и дальнейшей учебе… тут невольно задумаешься, что русская школа то, что надо. Здесь можно полгода не учится, не быть аттестованым и учителя будут мило улыбаться и приговаривать kein Stress. Так что, мы не расслабляемся и сами контролируем процесс обучения и как только, чувствуем неладное — письмо учителю с вопросами.
    Репетиторство здесь очень дорогое, а качество на порядок ниже, чем в России.
    Родительские собрания ни о чем и заканчиваются посиделками с пивом, но мы не оставались ни разу.
    Я не утверждаю, что все плохо, лишь делюсь нашими наблюдениями. И, да, мнение не претендует на объективность.

  6. наталья
    15.01.2015 в 16:46

    Ерунда с комментарием получилась, сразу не отобразился и я подумала, что проблема с интернетом и отредактировав, отправила снова. Жаль, нет возможности редактировать комментарии и удалять со страницы самостоятельно.
    Отвечу на вопрос о стоимости поездки в Ирландию. Стоимомть приблизительно за 7 дней 1200 +/-200€ с проживанием в семье. Это скорее туристическая поездка, чем образовательная и, по предмету — религия. Конечно очень хотелось и дочери, да и мы не возражали, но увы… Франция была дешевле, что-то в районе 800-850€. Поездка в Париж, Версаль с учителем по французскому.

    1. Кира
      16.01.2015 в 18:51

      Да, не дешево. Будем иметь в виду.
      А гимназия у вас с каким уклоном? Мы тут дочери подобрали научную: математика, физика, биология плюс русский и французский.
      Школа у нас билингвальная, государственная. Ежегодный взнос 15 EUR. Плюсом идут походы в кино/театр, поездки с классом, но пока все это не дорого.

      1. наталья
        16.01.2015 в 19:10

        Лингвистическая гимназия. Мы оплачиваем 300€ в год (вкл.затраты на походы в театр или кино). Отдельно оплачиваем раз в год спортивный день 30€, как правило, поездка в горы. Этими деньгами оплачивается аренда лыж и снаряжения, транспорт. В течение года в школе проводятся различные ярмарки и фестивали, где продают то поделки, то выпечку. Таким образом собирают деньги в фонд школы.
        Ежегодно для выпускников проводят Матура-бал, проволят по схеме Венского бала. Мероприятие платное — 16€ с человека, платят и выпускники, и родители. Стоимость аренды стола от 100€ в зависимости от количества мест. Напитки и закуски оплачиваются отдельно, цены не бюджетные. Наряды выпускников вполне бюджетные.
        Как-то так.

  7. Кира
    16.01.2015 в 19:16

    Понятно, спасибо за информацию. У нас в год получается около 100 евро, наверное, но и дочке всего 9 лет. В горы первый раз поедут с классом на следующий год. Обычно это стоит около 250 евро на неделю плюс аренда снаряжения. Пока только в походы однодневные ходили и ездили на ферму и на пасеку.

  8. наталья
    16.01.2015 в 19:32

    Моей дочери 16 лет, учится в 6 классе, что соответствует 10 классу российской школы. Ей еще два года учиться в школе, затем, если наберет достаточное количество баллов по дополнительным курсам, хорошо напишет выпускную работу и выпускной тест — получит матуру, аналог российского аттестата о среднем образовании. Пока я не полностью поняла местную образовательную систему. Понимаю, что моя дочь в 18 лет только закончит среднюю школу.

  9. Диана
    20.01.2015 в 01:41

    А сколько всего лет дети должны учиться в школе, 12? Чтобы получить среднее образование, по- нашему. И потом еще 5 лет в Университете?

    1. Кира
      20.01.2015 в 11:01

      Да. Дети идут в школу с 6 лет. Начальная школа — 4 года, гимназия — 8 лет.
      Университет за 5 лет тут не всякий закончит. Немного другая система, нужно очень четко осознавать, что тебе нужно в жизни. Экзамен с первого раза не сдать — легко. Здесь в принципе не учатся так, как в России. Работа идет не на аттестат/диплом, а на качество, знания и получение профессии, которая была бы по душе. По крайней мере к этому все стремятся. К тому же совершенно не позорно иметь рабочую профессию. Люди зарабатывают порой даже больше. Пишу не голословно, вчера на курсе немецкого как раз была тема о плюсах и минусах высшего образования. У нас в группе есть студенты, которые нам очень много всего интересного рассказали.

  10. наталья
    20.01.2015 в 12:34

    Ну вот, мне снова есть что сказать

    1. Кира
      20.01.2015 в 12:39

      Наталья, говорите! :)

  11. наталья
    20.01.2015 в 12:48

    Рассказываю что знаю. В Австрии можно после окончания Newmittelschule продолжить учёбу в школе, аналоге российских колледжей или ПТУ. По окончании которой у ребенка будет профессия, так же можно сдать матуру, но не обязательно. Позже можно поступить в университет или Fachhohschule. Образование в университете делится на два уровня — бакалавриат и магистратура. Обучение в FH по утверждённому плану, т.е как в России и срок обучения четко регламентирован. Так же лекции, сессии и никаких баллов или кредитов. Много работы в группах, включая международные (скайп и интернет). Учёба на немецком-английском. Мой муж с прошлого года получает магистра в FH Öberösterreich, что в Steyr. Он будет два года учиться по два дня в неделю — пятница и суббота. Обучение бесплатное. Трудно, но у мужа очень много работы и командировок, не всегда есть время на учёбу. Я в него верю, а вот как и что будет с дальнейшим образованием дочери для меня загадка.

    1. Кира
      20.01.2015 в 13:02

      У меня информация собирается пока только про гимназии и университеты. Про профессиональное образование и Neue Mittelschule еще не узнавала. Знаю, что в гимназии и университеты идут те дети/молодые и не очень люди, которые хотят учится и всячески это желание проявляют. Их не очень много, здесь далеко не все даже матуру (аттестат о среднем образовании) получают — нет нужды. Но мы пока на это настраиваемся, т.к. дочке явно нравится учиться. Да и учитель советует именно гимназию. Но у многих знакомых родителей есть очень явное желание свои детей не «мучать» и отдать туда, где по-проще. И я опять же говорю о тех детях, у кого немецкий родной. Те, кто приезжает с постсоветского пространства или стран восточной Европы, как правило, нацелены на результат.
      Желаю Вашему мужу терпения и успеха! У дочки тоже все обязательно получится.

      1. наталья
        20.01.2015 в 14:04

        Спасибо, Кира. Действительно, местные не стремятся к получению высшего образования. Зато обучение в университетах бесплатное, что хорошо для таких как мы. Дети наших знакомых австрийцев продолжили обучение как раз в профессионально- ориентрованных школах (не помню названия), впрочем и родители тоже без высшего образования. Вполне счастливы и материально благополучны, это я про родителей. Наверное так лучше. Но, нам, русским этого не понять. У нас стереотип, что без образования не будет нормальной жизни. Увы, образование в России обесценено давно. Зачастую слово «образованный» синоним слова «бедный «, но это совсем другая тема.
        Так вот, в местный университет нет экзаменов в привычном нам понимании этого процесса. Мужу нужно было предоставить копии (даже не заверенные апостилем, хотя его как раз были заверены) документов об имеющемся образовании и написать мотивационное письмо. Затем на личной встрече, что называлось собеседованием, ему вручили текст на нескольких страницах и задание к нему, ну, и в его распоряжении было два часа времени. Вуаля и он студент. Выдали даже студенческий билет. Трудность в обучении заключается лишь в недостатке времени. Со слов мужа знаю, что в учебе никто из местных особенно не усердствует и не напрягается. Многие, имея возраст за 30, не работают- ведь они ж студенты. Ну как-то так.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *